Всем почти известно, что
многие растения способны выделять фитонциды - биологически активные летучие
вещества, такие как терпеноиды, эфирные масла, спирты, альдегиды кислот и т.п.
Среди таких растений наиболее хорошо известны лук, чеснок, эфиромасличные
растения, некоторые виды хвойных и листопадных деревьев и кустарников. Однако
при озеленении помещений и создании лесопарковых зон, в "зеленом
строительстве" до сих пор эти способности растений выделять фитонциды не
уделяется достаточного внимания в отношении оздоровления эстетической и
воздушной среды в целом, а также для терапевтического воздействия на людей
(методами медицинского фитодизайна и гарденотерапии).
В настоящее время
существует глобальная тенденция к использованию дикорастущих и лекарственных
растений при восстановлении растительности на территориях населённых пунктов, а
способ «экологической реабилитации», неразрывно связанный с «экотерапией» в
населённых пунктах, известен в англоязычной литературе, как «urban rewilding» и
«urban grassland». Наряду с устаревшим монокультурным «злаковым газоном» и
научно-обоснованными современными природными стилями «natural landscaping»,
«herb garden», «floral garden», «naturescaping», «wildlife garden», «urban
forestry», «vegetable garden», «rewilding», «woodland garden», «urban green
spaces», в green building набирает популярность использование в озеленении
эфиромасличных растений, называемое методами: «physic garden» и «therapeutic
garden», наиболее близким к отечественному понятию «аптекарский огород» и
«аромадизайн».
Метод «экотерапия», известный
в РФ и СНГ, близок таким англоязычным методикам, как «nature therapy», «ecotherapy», «contemplative landscapes», «forest bathing», «grounding», «earthing», «Shinrin-Yoku», «Sami Lok», «nature-based therapeutic interventions», «garden therapy», «wellness garden», «therapeutic horticulture» и «horticultural therapy». При этом нет никаких
оснований полагать, что в специально культивируемых растениях может быть больше
эффективных для экотерапии свойств или что они могут быть более качественными,
по сравнению с дикорастущими. Кроме того, близким эффектом обладают такие
широко известные во всём русскоязычном мире методы, как ландшафтотерапия,
ароматерапия, аэротерапия, фитотерапия, экологический фитодизайн, аромадизайн и
гарденотерапия.
Вообще, так называемый
«травяной мини-сад» («аптекарский огород», «herb garden») для экотерапии - это
отдельное пространство в населённом пункте, предназначенное для выращивания
определённых видов лекарственных травянистых растений. Такие сады и грядки
могут быть неспециальными, естественными участками с растениями, а могут быть
тщательно спланированы, вплоть до того, что растения располагают и подстригают,
формируя определённые узоры, как в обычной клумбе. Такой аптекарский огород
может быть только терапевтическим или включать в себя смесь медицинского,
экологического и декоративного подхода к выращиванию и использованию
травянистых растений. Однако именно лечебный подход является самым изученным,
функциональным и научно-обоснованным. Доказано, что экотерапия таким
аптекарским огородом и цветником достоверно может помочь уменьшить симптомы
стресса, депрессии и т.п. всем возрастным группам, причём механизм эффекта
связан, как с летучими фитоорганическими веществами, аэрофитотерапией,
ароматерапией, так и с психологическими механизмами, самокоррекцией и
психотерапией.
Самая большая проблема
последние двадцать лет в городах СНГ при озеленении травянистыми (лекарственными на 95%) растениями связана
с тем, что чиновники, не имеющие биологического образования и необученные вообще
рядовые работники служб ЖКХ городов не знают, как получать прибыли от услуг
ухода за газонами никаким иным образом (поливом, удобрением, прополкой, как
положено в газоноведении), кроме как через максимально частые и низкие
скашивания лекарственных дикорастущих трав. Вторая проблема - люди, помнящие
курс биологии в школе и любящие растения, которые знают и хотят полезное
озеленение в СНГ, уступают в количестве людям, забывшим понятия биогеоценозов и
не знающих пользы живых растений. В странах
Европы постепенно народ понимает свою выгоду. А в СНГ пока научное
озеленение и здоровье горожан мало значимо и поэтому нужен наш курс.
Достоверно доказана такая
важная роль газонов, как:
1.
Микроклиматическая — формирование
благоприятного микроклимата, оптимизация радиационного, ветрового и
температурно-влажностного режимов;
2.
Санитарно-гигиеническая — обеспечение
защиты от шума, выхлопных газов, пыли, подавление патогенной микрофлоры
фитонцидами;
3.
Структурно-планировочная — организация
планировочной и объемно-пространственной структуры территории;
4.
Рекреационная — обеспечение определенного
вида отдыха, пешеходного и транспортного движения.
Климатические факторы,
культурные предпочтения, ограниченный бюджет на содержание, местная политика,
отношение, ориентированное на биоразнообразие и непригодность существующих
альтернатив газонам являются факторами, способствующими поиску устойчивых
альтернатив газонам. Посетителям парков нравятся газоны из-за их аккуратности и
зеленого цвета и, в то же время, они ценят почвопокровные растения с яркими
цветами. Создание более полезных видов газонов с биологическим
разнообразием может быть принято в районах с экологическим видением, парках с
водно-болотными угодьями и пригородных зонах. Очень важно уменьшить пробелы в
знаниях о газонах среди лиц, принимающих решения, работников ЖКХ, горожан,
посетителей парков и учёных на уровне региона, города и двора.
Очень давно известно
положительное влияние различных ароматов растений на психоэмоциональное
состояние человека, а также на его самочувствие и работоспособность
(ароматерапия). Хотя ароматерапия применяется с давних времен и широко
используется для обработки и очистки воздуха в помещениях, тем не менее влиянию
ароматов растений на оздоровление воздушной среды, как в помещениях, так и в
открытом грунте, до сих пор не придается должного значения, кроме
нескольких специалистов в СНГ и мире.
Нами с 2011 года
проводилась научная и практическая работа по подбору специального ассортимента
растений (из числа лекарственных, эфирномасличных и
пищевых) для обеспечения комплексного оздоровления воздуха помещений и
дворов , в том числе был стартап
при Мосприроде. В данное время продолжается
международная экспериментальная, научная и патентная работа для изучения медицинского,
экологического и агрофитодизайна.
Примеры из зарубежной
литературы:
·
Pulmonary
Health Effects of Indoor Volatile Organic Compounds—A Meta-Analysis
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7914726/
·
A
systematic review of evidence and implications of spatial and seasonal
variations of volatile organic compounds (VOC) in indoor human environments
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/27163962/
·
Can
ornamental potted plants remove volatile organic compounds from indoor air? A
review
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25056742/
·
The
impact of urban gardens on adequate and healthy food: a systematic review
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29160186/
·
The
Effects of Horticultural Therapy on Sense of Coherence among Residents of
Long-Term Care Facilities: A Quasi Experimental Design
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/35564806/
·
Breathomics
for the clinician: the use of volatile organic compounds in respiratory
diseases
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33414240/
·
Effects
of Plant-Emitted Monoterpenes on Anxiety Symptoms: A Propensity-Matched
Observational Cohort Study
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36833470/
Мой бесплатный курс
«Газоны для гарденотерапии в городах» как раз для тех, кто
хочет знать научные открытия и исследования в фитодизайне, понимать и применять
главные тренды в мировой экологии, а также для студентов и практиков в
фитодизайне и растениеводстве. Для изучения темы нужно только среднее
образование и интерес к пониманию пользы живых растений. Желателен опыт в уходе за растениями и почвами.
Оглавление курса, чтобы
узнать всё это дело намного подробнее)
1. Методы научного
озеленения и гарденотерапии газонами
1.1 Основные
нарушения в озеленении газонами городов СНГ
1.2 Фито- и
биоремедиация травянистыми растениями
1.3 Основы
медицинского фитодизайна
1.4 Улучшение
биоразнообразия газонов в городах
1.5 Биоразнообразие
и газоны городов
1.6 Значение
газонов для здоровья горожан
1.7 Устройство
газона из Постановления правительства Москвы
1.8 Создание
газонов для улучшения среды обитания
2. Способы
озеленения и гарденотерапии газонами
2.1 Газоны и
луга для озеленения города и гарденотерапии
2.2 Механизм
действия растений газона на здоровье горожан
2.3 Психотерапевтическое
значение газонов
2.4 Методы
лечения и профилактики газонами
2.5 Нормативы
ухода за газонами
2.6 Реабилитация
и оздоровление почв для газонов в городах
2.7 Стандарты
содержания здоровых газонов
2.8 Создание
и уход за луговыми и разнотравными газонами
3. Некоторые
практические аспекты МФД и ГТ
3.1 Диагностика
состояния газонов
3.2 Лучший
патент на изобретение "лечебных газонов"
3.3 Новый
патент озеленения крыш травянистыми растениями
3.4 Нарушения
научных принципов газоноведения в городах
3.5 Список
использованной литературы
Об авторе
(мне то есть) кратко нужно ещё рассказать.
Сергей Шевцов практикует
и обучает аутотренингу и фитофилии со школьных лет, сейчас уже каждый день
практически, иногда даже и в дороге, в офисе и в фитнес-центре. Знает почти всю
медицину, психологию и биологию (так называемые «Life Sciences»), а если
что нужно уточнить в них, то быстро находит в специальных базах данных точный
ответ на любой узкий научный или популярный вопрос, более глубоко и конкретно,
на уровне профессора любого ВУЗа мира.
С пяти лет с увлечением
читал всевозможные книги, из которых брал лучшее, формируя себя как личность (нет,
я не душнила), расширяя свой кругозор и ища новое. Получилось практически, как
говорил Максим Горький: «Всему лучшему в себе я обязан книгам».
В 14 лет прочитал 2 книги
Владимира Леви, которые спасли от пубертатного кризиса и потом, по удивительному
стечению обстоятельств, учился 6 лет в том же ВУЗе, в том же здании
интернатуры, ординатуры и аспирантуры (ещё 6 лет), что и он, о чём потом узнал
случайно, только после их всех окончания в 2003 году. В старших классах школы
начал заниматься аутогенной тренировкой, сначала по книгам Владимира Львовича,
а потом под руководством психотерапевта городского санатория, что повлияло на
выбор ВУЗа. Поэтому и поступил в медицинский институт, бывший Первый МОЛМИ (1-й
Мед, ММА). И смог потом уже лично познакомиться с Учителем (Леви) и подарить
ему свою вторую книгу про аутотренинг и оздоровление через год после получения
звания кандидата меднаук.
Также ещё школьником стал
заниматься скорочтением и тренировкой внимания в Школе рационального чтения на
Кутузовском проспекте Москвы, приезжая туда регулярно из Подольска.
Будучи студентом, учась в
Медицинской Академии имени Сеченова, посещал в разное время, 2 - 8 студенческих
кружков. Кроме этого, в это же время начал ещё и научную работу в НИИ питания
РАМН, во время которой опубликовал работу по диетологии и выступил на молодёжной
конференции.
В 1996 году закончил
платные курсы при родном ВУЗе, на которых научился лечебному и точечному
массажу, полюбив эту медицинскую методику на всю жизнь. За всем этим
последовали интернатура по психиатрии, циклы по рефлексотерапии (иглоукалыванию),
фитотерапии, мануальной терапии, ординатура по психотерапии.
Параллельно с учёбой
работал в медицинских центрах и государственных поликлиниках врачом-валеологом,
участковым терапевтом, рефлексотерапевтом, психиатром-психотерапевтом, руководил
кабинетом лечебной физкультуры и обучал гимнастике детей и взрослых.
В 2003 окончил очную
аспирантуру при кафедре нелекарственных методов лечения и клинической
физиологии ММА им. И.М. Сеченова и защитил диссертацию по специальности: «Восстановительная
медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия»
по теме – «Нелекарственная терапия депрессий у детей и подростков».
Сейчас уже практикую
аутотренинг со школьных лет, сейчас уже каждый день, иногда даже и в дороге, в
офисе и в фитнес-центре. С помощью аутогенной тренировки возможно научиться улучшать
своё мышление, настроение и физиологические процессы в организме, с помощью
обучения изобретательству и патентованию можно научиться создавать
инновационные технологии и даже стартапы, а на стыке этих двух технологий
вместе как раз и родилась методика «креаутотренинг».
Преподавал с 2000-го года
в 4-х ВУЗах России такие предметы, как: «Психодиагностика», «Экспериментальная
психология», «Тренинговые технологии», «Патопсихология», «Психофизиология»,
«Специальная психология», «Клиническая психология», «Основы психотерапии».
Когда был зав. кафедрой физической культуры, то вёл предметы: «Лечебная
физкультура и массаж», «Анатомо-физиологические основы физической культуры и
спорта», «Рекреалогия спорта», «Гигиена», «Теория и методика физической культуры
и спорта».
Преподавал в Первом
МГМУ им. И.М.Сеченова «Основы восстановительной медицины», «Психотерапия
для врача семейной медицины», «Основы лечебной физкультуры и рефлексотерапии»,
«Психология для врача общей практики».
Список моих научных и
популярных книг: «Комплексная самокоррекция здоровья», 2002; «Самокоррекция
стресса и депрессии», 2003; «Самокоррекция заболеваний суставов и
позвоночника», 2005; «Саморегуляция в повседневной жизни», 2005; «Счастье без
химии. Избавление от зависимостей», 2006; «Самокоррекция заболеваний суставов и
позвоночника», (второе издание с изменениями и дополнениями), 2013;
«Саморегуляция и feedback для здоровья и инноваций», 2022; Методическое пособие
для врачей - «Психотерапия депрессии у школьников и студентов», 2014.
Автор более 110
публикаций – тезисов и статей. Получил, как соавтор, патент «Способ лечения
расстройств адаптации» и 12 свидетельств Роспатента на программы для ЭВМ,
например: «Программа оптимизации и прогресса технологий инновационной
продуктивности физических и юридических лиц», «Feedback: diagnosis, rating,
correction», «Веб-сервис электронного журнала «Innovations» для экспертного
автоподбора, верификации, цифровизации, публикации, патентования и маркетинга
технологий в сферах экологии, медицины и Fitwel» и «Smartmedfitolabs
Biosoftpatent».
Будучи ещё студентом, в
1996-м году, за целых 100$ в месяц проводил научный поиск перспективных
направлений медицинского бизнеса и производства Биологически активных добавок к
пище, с написанием методических научных разработок по нутрициологии с
обоснованием эффективности продукции компании «Лавка Жизни» для российского и
международного рынков.
Руководил двумя
программистами в двух проектах по разработке программного обеспечения для
Microsoft Windows XP - 10, мобильных приложений для Windows Store и Android 2.2
- 10. Готовил к франшизе проект «Комната «Биорелаксации и массажа»
(BioRelaxMassage)» для психофизической самокоррекции сразу всего населения РФ.
Писал бизнес-планы трёх стартапов в сфере медицины, биологии, экологии, пищевой
промышленности и агрономии.
Продаю в настоящее время
услуги патентования изобретений, полезных моделей и программ для ЭВМ в ФИПС для
физических и юридических лиц из трёх стран по гуманитарным, естественным
и техническим наукам - «с нуля». Консультирую по ТРИЗ для создания научной
продукции и технического творчества своих клиентов.
Обучал учащихся и
сотрудников ВУЗа написанию и регистрации статей и патентов на изобретения и
программ для ЭВМ. Практически использовал более 25 видов компьютерной
психодиагностики со студентами.
Организовывал «с нуля»
общероссийские конференции с международным участием «Реабилитация и
профилактика – 2013», в качестве ответственного секретаря и председателя
секции «Информационные технологии в медицине и психологии», а также в качестве
ответственного секретаря и председателя секции «Биологическая обратная связь в
реабилитации и профилактике» конференции «Реабилитация и профилактика – 2014»
и, частично - «Реабилитация и профилактика – 2015». При этом был инициатором и
соавтором гранта, одобренного РФФИ «Организация конференции «Реабилитация и
профилактика – 2014» на проведение мероприятия.
Самое сложное для меня в
преподавании – это принять мысль, что для того, чтобы самому стать лучше и
делать мир лучше – не нужно быть идеальным примером для всех. Абсолютно
совершенных людей нет, как нет еды или машины, которая раз и навсегда полностью
удовлетворит все-все потребности. Для одних целей очень подходит что-то такое,
что для других целей совсем неправильно.